Первомученик архидиакон Стефан

Схождение Святого Духа на апостолов способствовало быстрому распространению веры среди простых людей, объединившихся в Церкви Христовой, и одновременно вызвало озабоченность учеников Иисуса в окормлении бедных, сирот и вдов, принявших Крещение. С этой целью апостолы избрали семерых человек, из 70-ти апостолов «второй волны», посвятив их в диаконы, и сделав своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.

Рукоположение святого Стефана. (Витторе Карпаччо, 1514, Берлинская галерея)

Первым диаконом т. н., архидиаконом, был назначен молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и обладающий даром слова. Исполненный Духа Святаго, святой Стефан, будучи евреем (как и большинство первых христиан), с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение в синагогах и побеждал иудейских законоучителей в спорах.

В его Житии, составленном свт. Димитрием, митрополитом Ростовским, повествуется, что по благодати Божией, св. архидиакон Стефан творил много знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми.

Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр)

Успех Стефана вызвал зависть иудеев, которая переросла в ненависть. Представив на суде ложных свидетелей, они обвинили его перед синедрионом в том, что Стефан оскорбляет Бога и Моисея. А Стефан в ответ произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.

Давайте более подробно рассмотрим приведенную в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян. 7:2—53), которая позволяет сделать предположение, что́ именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон», говоря о перемене обычаев, заповеданных Моисеем и повторяя прежнее ложное обвинение Иисуса Христа в намерении разрушить Храм (Деян. 6:13—14; ср. Ин. 2:21). Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Оправдываясь от обвинений в хуле на Закон и Моисея, Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и через историю Иосифа и Моисея доходит до строительства Соломоном Иерусалимского храма. Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

Также Стефан указывает на параллели между отвержением как ещё порабощённых, так и уже изведённых из Египта евреев, Моисея, как начальника и судьи, а также отвержением своими современниками Иисуса как Мессии, как и на подобную параллель с продажей Иосифа завистливыми братьями язычникам в Египет (Деян. 7:9—10; Деян. 7:23—29).

Икона Св. Первомученника Стефана

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис. 66:1—2, Деян. 7:49—50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян. 7:48). Тогда эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, а применительно к Храму звучало богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1), начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой со вселенским характером христианского благовестия. Это мнение созвучно со словами Иисуса Христа сказанными самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4:21—24).

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7: 51-54.)

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего Мессии, согласно предсказаниям Моисея (Деян. 7:37) и убитых «отцами их» же пророков (Деян. 7:52), Праведник Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие его члены синедриона затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего повлекли его за город «устремились на него, и, выведя за город, стали побивать камнями» (Деян. 7:55—57). Святой мученик молился за своих убийц. Падая под градом камней, перед самой смертью он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!». Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик.

Убийство святого Стефана в долине Иссафатовой

В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедронском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои».

Часть главы первомученника Стефана. Монастырь Ватопед. Афон

На самосуде святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. В момент, когда Стефана закидывали камнями, он держал одежды кидающих, и сожалел, что не принимает непосредственного участия в избиении. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил».

Десница (до локтя) св. Стефана. Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад)

 Но вскоре после этого Савл покаялся в содеянном: «я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» (Деян. 22:19-20). Он уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом.

Перст Св. Стефана. (Киево-Печерская Лавра)

по книге Деяния Апостолов

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 11.07.2019 — 23:14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *