Храм Соломона. История

Храм, задуманный Давидом и созданный Соломоном был единственным в Иерусалиме. Считается, что неуловимые и вездесущие масоны повели свое начало со времен царя Соломона, как раз с момента возведения Иерусалимского Храма. С тех пор Храм Соломона считается центральным символом Свободных каменщиков, как часто именуют себя масоны. Масоны считают себя последователями тамплиеров.

Рыцарь ордена Тамплиеров

В поэтических текстах храм часто фигурирует как «Леванон» (с иврита «белый») и «Ариэль» (в переводе «Божественный лев»). В религиозных книгах евреев он именуется как «Бейт а-Бехира» или «Дом Избрания», а со времен Мишны за ним закрепилось наименование «Бейт а-Бехира» или «Дом Избрания», впоследствии за ним закрепилось наименование «Бейт а-Микдаш» – «Дом Святости».

Гора Мориа

Храм был возведён на горе Мориа. В древнейшие времена эта местность именовалась Бетель, и именно здесь осуществлялось жертвоприношение Ицхака, а Яаков, согласно книге Бытия, соорудил первый алтарь, налил туда масло и поставил памятный камень.

Жертвоприношение Авраамом сына Исаака

Идея постройки Храма на Мориа пришла в голову царю Давиду, однако ему было запрещено строить Храм (2 Цар. 7). Это место для евреев было знаковым: столица иевусеев Иерусалим располагался прямо на границе наделов колена Иуды, выходцем из которого являлся Давид, и колена Биньямина, откуда происходил предыдущий царь Саул. Сам же город не принадлежал ни одному из еврейских колен, однако вокруг него была сосредоточена вся религиозная жизнь потомков Яакова. Объектом, возведенным Давидом на Мориа, стал жертвенник Богу. Этим евреи пытались удержать эпидемию опасной болезни. Послушав речи пророка Натана, миссию возведения Храма он передал своему сыну Соломону.

Соломон с усердием взялся за дело. Руководителем строительства он назначил Хирама Абиффа – зодчего из Тира. В сотрудничестве с ним были приняты несколько оригинальных решений, позволивших обойти определенные сложности при строительстве. Так наиболее шумные и затратные работы (отделка камня и дерева, а также литье) производились в других местах. На месте происходила только сборка конструкций.

Первый Иерусалимский храм в разрезе

Заслуживает внимания то, как была произведена правильная ориентация Храма относительно сторон света. Природный гребень горы Мориа имел направление северо-запад – юго-восток, а строящееся сооружение должно было быть ориентировано строго по линии север-юг. Тогда было придумано оригинальное решение: соорудить по восточному склону горы правильно ориентированную стену из камня. Получившуюся при этом нишу строители заполнили грунтом. Так Храм получил широкую ровную и правильную площадку, имеющую размер в 2-3 раза превышавший площадь скинии.

Интерьер Иерусалимского храма

На следующий год состоялось освящение Храма, длившееся 14 дней, организованное с грандиозной торжественностью. На торжество пригласили старейшин Израиля, глав колен и родов. Легенда гласит, что на освящение Храма прибыла и слава Господня, заполнившая помещение в виде облака. Причем полное присутствие божества ощущалось так мощно, что священники не имели возможности работать. Ситуацию исправил Соломон, взошедший на царское место и начавший молиться Всевышнему. О том, что молитва услышана, свидетельствует сошедший с небес огонь, опаливший приготовленные в Храме жертвы.

Храмовый комплекс

Закончилась история Первого Храма в период вавилонского нашествия. По приказу царя Навуходоносора его разрушили буквально до основания. Тогда же большинство колен Израиля были угнаны в плен. Только спустя время, когда в Вавилоне стал править Кир Великий, плененным иудеям разрешили вернуться назад и даже заново отстроить Храм.

Второй Иерусалимский Храм евреи возвели на прежнем месте в 516 г. до н.э. Руководителем строительных работ назначили Зоровавеля. Во время захвата Иудеи греками их отношение к Храму было резко отрицательным. Здание неоднократно оскверняли. Ситуация поменялась только после прихода в Иерусалим Иуды Маккавея, восстановившего работу Храма, которая потом не прекращалась вплоть до его вторичного разрушения. Заняв царский трон в Иудее, Ирод решил реконструировать храмовый комплекс, который за почти 500 лет пришел в упадок и уже не гармонировал с обновившейся столицей страны. Были и другие причины для этого. Народ не слишком жаловал Ирода, пришедшего в Иерусалим со стороны, не имевшего царских корней. Реконструкцией знакового для евреев здания правитель хотел завоевать одобрение у народа. Кроме того он хотел получить славу царя Соломона войдя в историю как великий созидатель. Перестройка храмового комплекса продолжалась до самой кончины Ирода, и даже некоторое время длилась при его потомках. Однако следует заметить, что службы в Храме при его реконструкции не прекращались ни разу. До вторичного разрушения Храма обряд Йом Кипур проводился в его дворе (см. пост «Козёл отпущения»), в Священном писании говорится, что в продолжение 40 лет, предшествовавших разрушению Храма, алый шерстяной шнур не менял своего цвета. Обращает на себя внимание удивительное совпадение: разрушение Второго Храма, произошедшее в 70 г. н.э., как апофеоз Первой Иудейской войны, состоялось в один и тот же день с разрушением Первого Храма – 9 ава. Между этими драматическими событиями пролегло более 500 лет. С тех пор 9 ава считается траурным днем у иудеев. Не известно кем, но Храм был подожжен, и пожар этот длился в течение 10 дней. После сожжения Храма от него мало что осталось.

Панорама Старого Иерусалима на месте Храмового комплекса

Из всех Небесных Врат сохранились только одни – Ворота Слез. От стен сберегся только южный фрагмент Западной стены, получивший впоследствии название Стена Плача.

Стена Плача

Интересно, что это название было придумано не евреями, для которых этот фрагмент Храма существует просто как Западная стена. Его много позже придумали арабы, наблюдавшие здесь неизменно льющих слезы иудеев, оплакивавших Храм и потерянную страну.

Мечеть Аль Акса

Сейчас на месте бывшего Иерусалимского храма размещается комплекс Куббат ас-Сахра, состоящий из мечети Аль Акса и Купола Скалы.

Мечеть Купол Скалы

Существует легенда, что единственные уцелевшие от пожара Храма входные арки, именуемые Золотыми воротами, ныне заложенные каменными блоками, в момент, когда в Израиль явится Мошиах, сами собой откроются.

Золотые ворота

В Иерусалиме работает Институт Храма. Его задачей является изучение всех аспектов работы библейского Храма, точное воссоздание его артефактов и распространение сведений о святыне. Интересно, что основателем и бессменным руководителем этого института является один из десантников, освобождавших в 1967 г. Старый город – рав Исраэль Ариэль. Благодаря ему, начала реализовываться инициатива создания точных копий всех храмовых принадлежностей, куда вошла одеяние первосвященника, левитов и коэнов, музыкальные инструменты и даже посуда. Сейчас в Иерусалиме находится храмовая Менора, которую восстанавливали, исходя из параметров, упоминаемых в Торе.

Британский ученый Исаак Ньютон

Устройством Иерусалимского Храма интересовались не только историки. В свое время очень долго изучал его структуру британский ученый Исаак Ньютон. По его мнению, Храм Соломона в историческом плане является наиболее древним из столь крупных сооружений. Он же стал прототипом для всех последующих подобных религиозных строений. Конфигурацию Иерусалимского Храма для образца брал архитектор Сесострис, строивший собственные храмы в Египте. Изучали его и греки, используя в своей архитектуре израильские наработки. Кроме того, Ньютон считал, в самом строении, а также в пропорциях между разными его частями, закодирована Божественная Истина, которую можно расшифровать, если достаточно хорошо понять принципы строительства Храма.

По материалам: Википедия: Реконструкция Иерусалимского храма

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 08.05.2020 — 00:35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *