Чудесные умножения хлебов и насыщения людей

Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в пустыне

Согласно повествованию Евангелистов, чудо насыщения малым количеством хлеба и рыбы, огромной массы людей, Христос совершил два раза. Однажды, Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек; а в другой раз, семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи мужчин, не считая в обоих случаях женщин и детей, которых всегда шло за Христом множество.

Оба чуда, по своему символическому смыслу и значению, очень близки между собою, но различаются в деталях и в обстановке их совершения, а потому рассмотрим их отдельно.

Насыщение пятью хлебами, отмечено всеми четырьмя Евангелистами. Это чудо Христос сотворил вскоре после усекновения Иродом главы Иоанна Крестителя, и после возвращения своих учеников, посланных на проповедь.

«И собрались Апостолы к Иисусу», повествует Евангелист Марк, и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни…»

Марка гл. 6, 30–32

Сам же Христос, извещенный учениками Иоанна о смерти своего Крестителя и Друга, услышав эту скорбную весть, тоже «удалился», – как свидетельствует Евангелист Матфей, – «оттуда на лодке в пустынное место один».

Матфея гл. 14, 12–13

Через некоторое время, Апостолы собрались возле своего Учителя (См. Луки гл. 9, 10), на другой стороне озера, в пустынной гористой местности области Вифсаиды Юлиевой. Вифсаиду Юлиеву нужно отличать от Вифсаиды Приморской, расположенной на Северо-Западном берегу, вблизи г. Капернаума.

Карта земель вокруг моря Галилейского

Чудо насыщения пятью хлебами было совершено на пустынном, но не бесплодном Северо-Восточном берегу Галилейского моря, ближайшим городом к которому была Вифсаида-Юлия.

Выйдя (вероятно, из своего уединения на горе), Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря: и начал учить их много», (Марк) «и исцелил больных их».

Гористая местность области Вифсаиды Юлиевой

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».

К этому повествованию Матфея, Евангелисты Марк и Лука добавляют некоторые второстепенные подробности, как например: просьба двенадцати апостолов «отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали себе пищи» (Лука); или: Христос повелел апостолам рассадить всех «отделениями на зеленой траве; и сели рядами, посту и по пятидесяти» (Марк), но все повествователи, как и Евангелист Иоанн, единогласно свидетельствуют о главном, именно о литургическом, преобразовательном и пророческом значении чуда; они говорят, что Христос, «взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех…» (Марк).

Чудо насыщения людей пятью хлебами

«Он же взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу…» (Лука).

Евангелист Иоанн в своем описании этого чуда приводит новые существенные подробности и глубоко вскрывает литургический смысл всего события. Вся 6-ая глава Евангелия от Иоанна связывает вместе три события: чудо насыщения хлебами, хождение Иисуса Христа по водам и, последующую за этим беседу в Капернаумской синагоге – о Хлебе Небесном.

Иоанн уточняет, что перед совершением чуда, «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими», что событие имело место «в окрестности Тивериады», что это была весна, ибо «приближалась Пасха, праздник Иудейский», и что после насыщения хлебами, «люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, Которому должно прийти в мир«. «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один».

Центральная же часть повествования воспринята Иоанном под другим углом зрения, чем у других очевидцев. Он пишет, что «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»

«Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать».

«Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу».

«Один из учеников, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

Иисус сказал: велите им возлечь. Выло же на том месте много травы. Итак, возлегло людей около пяти тысяч».

«Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежащим, также и рыбы, сколько кто хотел».

Когда же все насытились, то толпа пришла в восторженное возбуждение от необычайности события, и некоторые, составили заговор, с целью провозгласить Иисуса Христа царем Иудейским, хотели здесь же немедленно осуществить свое решение. Возможно, что среди заговорщиков был кто-нибудь и из апостолов» (например Иуда?).

Тогда Христос «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону озера к Вифсаиде, пока Он отпустит народ». (См. Матфея гл.14, 22). Уже поздно вечером, когда становилось совсем темно, ученики Христовы сошли к морю и, отметив, что Иисус не приходил к ним, а море становилось бурным, отправились одни. А Христос «отпустив их, пошел на гору помолиться».

Так было совершено первое чудо насыщения хлебами голодавшего в пустыне народа. Смысл этого чуда весьма глубок и многосторонен. Прежде всего, здесь была проявлена жалость и милосердие Христа к народу, из которых было множество больных и убогих, и «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря».

«Христос сжалился над ними» и, – исцелив их болезни, – напитал их духовно Своим учением о Царствии Божием, и накормил телесно, проявив заботу о материальной нужде людей. В данном случае, Господь, на примере, показал истину Своего учения: – «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а прочее все приложится вам». Народ пришел в пустыню ко Христу за пищей духовной, а получил и ту, и другую. Второе: – Христос здесь показал необходимость организованности в раздаче материальной помощи людям, и что это является долгом апостолов – («Вы дайте им есть»; – «Вы рассадите их по рядам» и т. д.), а также обязательность экономии («Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало»).

Подчеркнув в этом чуде Свое могущество над материальной природой, испытав веру Своих учеников в том, что Ему, как Сыну Божию, все возможно, Христос, однако, в то же время утвердил пред всем народом истину, что «Царство Его не от мира сего», и отверг попытку людей провозгласить Его земным царем, освободителем евреев от власти Рима, организатором мирского благоустроенного государства и т. д.

Все это чрезвычайно важно, т. к. всякое слово здесь ознаменовано глубокой символикой; однако существеннейший и сокровенный смысл описываемого чуда заключается, как уже было отмечено, в литургическом и пророческом значении этого события. Христос, как и в Сионской горнице перед Гефсиманией – «воззрел на небо, благословил, преломил и дал ученикам».Но здесь это был прообраз, а там действительность. Христос здесь готовил мысль и сердце Своих учеников к принятию Тайны Святой Евхаристии, той Тайны, которая не вмещается умом человека, а познается только сердцем и любовью.

По материалам: Евангелие от Матфея гл. 14, 15–21;

Евангелие от Марка гл. 6. 35–44;

Евангелие от Луки гл. 9, 12–17;

Евангелие от Иоанна гл. 6, 5–14

Второе чудесное умножение хлебов и насыщения людей

Евангелисты Матфей и Марк описывают насыщение Иисусом Христом семью хлебами и малым количеством рыбок – четырех тысяч человек. По своему смыслу и обстановке, это чудо настолько похоже на предыдущее, что некоторые толкователи Евангелия считали его одним и тем же событием в другой его редакции. Но это, конечно, не так. Во-первых, Евангелист Матфей описывает оба события в непосредственной последовательности одно за другим (главы 14 и 15), – что было бы ненужно, если вопрос шел бы о том же самом чуде, а во-вторых (и это главное), – Сам Иисус, в беседе Своей на лодке, когда говорит о «закваске фарисейской и саддукейской», упоминает о двух чудесах насыщения хлебами: «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» – сказал Он, – «ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?»

Матфея гл.  16, 9–10; Марка гл. 8, 17–21

Евангелист Матфей повествует, что второе насыщение имело место после того, как Иисус возвратился в Галилею из стран Тирских и Сидонских.

«Перейдя оттуда», – говорит он, – «пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым, и Он исцелил их».

Матфея гл.  15, 29–30

Массовое исцеление больных на горе продолжалось в течении нескольких дней; народ оставался ночевать в пустыне и не хотел уходить оттуда, слушая учение Иисуса и созерцая творимые Им чудеса. «В те дни», – говорит Евангелист Марк, – «когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге; ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок; благословив, Он велел раздать и их. И ели и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч».

Раздача семи хлебов

Марка гл.  8, 1–9

Каков смысл и каково значение этого чуда? На этот вопрос, прямой ответ дает само Евангелие. Именно: Христос сжалился над народом, который три дня голодал в пустыне, и который «мог ослабеть» в дороге, при возвращении домой. Здесь проявлена Божья забота о нуждах людей, пришедших к Нему за пищей духовной и получивших как духовную пищу, так и телесную – исцеление болезней и хлебное питание. На житейском примере здесь подтвердилось учение Христа в нагорной проповеди:

«Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам».

Матфея гл.   6, 33

Однако, надо сказать, что жалость Бого-Человека к слабостям и болезням падшей природы человека, вообще говоря, проявилась во всех чудесах Христовых, особенностью же чуда насыщения хлебами следует признать литургический смысл этого события: как пятью хлебами, так и семью, Христос символизировал Божественную Евхаристию.

Карта Палестины в эпоху Христа

Он, «взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они роздали; и они роздали народу».

Насыщением семью хлебами, Господу угодно было второй раз пророчески предварить и утвердить величайшую тайну Божественной Литургии.

Насытив народ и отпустив его по домам, Иисус Христос, не остался один в горах, как после насыщения пятью хлебами, а «тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские».

Марка гл. 8, 10;

У Евангелиста Матфея эти пределы называются «Магдалинские». «Далмануфа» – это небольшое местечко близ города Магдалы, расположенного на Западном берегу Галилейского моря; поэтому пределы Магдалинские назывались также и пределами «Далмануфскими».

По материалам:

Евангелие от Матфея гл. 15, 32–39;

Евангелие от Марка гл. 8, 1–10

Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни

«Аз есмь хлеб жизни». «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».

(Иоанна 6. 48–63).

Итак, когда наутро народ увидел, что на том месте, где накануне было благословение, преломление и умножение хлеба, – нет ни Иисуса, ни учеников Его, то, воспользовавшись пришедшими из Тивериады лодками, многие поплыли в Капернаум, ища Иисуса. И найдя Его здесь, спросили: «Равви, когда Ты сюда пришел?» Вопрошавшие были удивлены: каким образом Христос оказался на этой стороне моря, тогда как накануне вечером они видели, что кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку, а отплыли одни ученики.

Господь не ответил Иудеям на их вопрос, который являлся простым любопытством, но дал ответ по самому существу их затаенных мыслей. Именно, Он сказал им: «… Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог».

Христос знал, что собравшихся к Нему людей, в данном случае, интересует не столько само чудотворение, – ибо чудес они видели уже очень много, – сколько именно вчерашнее чудо насыщения хлебами. Раз Он накормил их вчера, то почему не накормит сегодня и завтра, и каждый день? Ведь Моисей кормил Израиля «манной в пустыне», «Небесным хлебом» в течении многих и многих лет; почему ж, е Иисус, как истинный «Пророк;, Которому должно придти в мир», – как они сами вчера признали, – не может, или не хочет делать того же, что делал Моисей?

Хлеб насущный, как ежедневное питание, – вот основная проблема жизни. Так думали те люди, и так думают миллионы людей до сего дня.

Но Христос учил иначе. Он говорил: «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в этом. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам».

(Луки 12.  29–31).

В данном случае, Господь накормил хлебом тысячи людей, пришедших к Нему в пустыню, слушать слово о Царствии Божием; И Он же отказался превратить камни в хлеб, когда, в начале Своего служения, Сам взалкал, а диавол искушал Его сотворить это чудо.

Далее, вся 6-ая глава от Иоанна, являясь продолжением краткого повествования Евангелиста о чуде насыщения хлебами и хождения по водам, посвящена беседе Иисуса Христа о хлебе жизни, о вере в Сына Божия, о воскресении из мертвых, о жизни вечнойи, наконец, о Тайне Плоти и Крови Сына Человеческого.

Беседа происходила в синагоге Капернаумской. Сюда собралось множество народа, пришедшего из всех мест, куда долетела молва о чуде насыщения хлебами, и все ученики Христовы; были и больные, жаждущие исцелений; были книжники и фарисеи. Пред ними всеми, Христос открыто говорил о Себе, как Сыне Божием, пришедшем отдать «Плоть Свою за жизнь мира» (Иоанна 6. 51).

Народ не понимал речи Христа и требовал от Него «знамений с неба», как того и раньше многократно требовали книжники, фарисеи и саддукеи (Матфея 16. 1–3).

Иудеи ссылались на Моисея, который давал их предкам «хлеб с неба» (Иоанна 6.  31) – манну небесную; но то, что вчера им дал Христос, их, по-видимому, не удовлетворяло. Это не было достаточным «свидетельством», т. к. умноженный хлеб – все же был хлеб земной, а не небесный.

Тогда Христос открыл Иудеям тайну хлеба жизни. Он сказал им:

«Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру».

Но Иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? каков это хлеб? Если этот хлеб более велик и истинен, чем была «манна небесная», то надо чтобы Христос подавал его людям не временно, а постоянно. И, в недоумении, они сказали: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб». Они, конечно, предполагали, что речь идет о материальном хлебе, обеспечивающем земное человеческое существование. Они, видимо, никак не могли предвидеть, что сейчас услышат из уст Христа о Нем Самом… А Христос сказал им:

«Я – есмь хлеб жизни». «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет».

Но и эти слова не были поняты слушателями Христа. Народ недоумевал, что это значит, что Он Сам себя называет «хлебом», и что «Он сошел с небес»? И говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес»?

Слова Христа им казались нелепостью, звучащей как бы даже насмешкой над слушателями. Как, на самом деле, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел» с неба? И как можно верить этим словам и следовать за этим учителем? В синагоге послышались слова ропота и неудовольствия. Но Иисус сказал им: «Не ропщите между собою: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день…»                                                              (Иоанна 6. 43–44).

Здесь, перед слушателями Христа, встали новые недоуменные вопросы: об Отце пославшем Мессию, о воскресении из мертвых, о последнем дне, о вере в Иисуса Христа, как обетованного Мессию. Все эти труднейшие для них и таинственные вопросы, конечно, не были доступны для понимания массы всего народа, но для тех, кто были «истинными израильтянами» подобно Нафанаилу и подобно ученикам, принявшим свидетельство и крещение Иоанново, эти вопросы были не новы. Лучшие люди Израиля ждали Мессию и узнавали Его в лице Иисуса Христа. Все историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной жертве. А последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, прямо указал народу на Иисуса, говоря: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Пророки все свидетельствовали об Искупителе. Весь народ слышал и видел учение и чудеса Христовы – все были научены Богом. Но те кто не принял Крещение Иоанново, кто окаменил сердце свое, — те, конечно, ничего не поняли и понять не могли.

Действительно, «все были научены Богом», но лишь немногие приняли сердцем и умом эту Божью науку.

Иисус говорил им о хлебе жизни вечной, о духе, а слушатели оставались на точке зрения материальной. Поэтому они ужаснулись, когда услышали дальнейшие слова Христа:

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб, же, который Я дам есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».     (Иоанна  6.  51).

Недоумение Иудеев перешло в спор друг с другом. Одни из них старались понять Христа, найти смысл в Его речах, другие отмахивались от них, говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Возможно ли – чтобы люди ели плоть, т.е. тело человеческое и этой пищей поддерживали свою жизнь? Иудеи старались понять слова Христа в буквальном и материальном смысле, а такое понимание приводило их к выводам противоестественным и нелепым; Христос говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил о жизни вечной, а они связали свою мысль с жизнью временной; Христос учил о небесном, а они требовали земного.

Зная мысли своих слушателей и ту сумятицу, которая охватила их сердца, Христос преподал им, как и всему человечеству, истинное учение о Святой Евхаристии.

Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».                                                            (Иоанна  6.  53–56).

Эти великие, но странные и страшные слова Христа были, как бы преддверием скорого конца земного служения Мессии-Христа, и приближением Тайной Вечери. Но в подлинном смысле, никто из присутствующих в синагоге Капернаумской не понял тайны слов Христовых.

Он говорил «от вышних», а они были «от нижних». Он учил о небесном и вечном, а они были погружены в интересы дел временных и земных.

«Как. послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом», – продолжал Христос, – «так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».      (Иоанна  6.  58).

На этом Христос закончил свою речь о хлебе жизни, но не только книжники, фарисеи и саддукеи, но и многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие странные слова. Кто может это слушать?»

Смятение и ропот среди слушателей синагоги не только не прекратились, но распространились шире и захватили сердца даже ближайших последователей Спасителя. Видя это, Христос сказал ученикам: «Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало».

Ближайшие ученики Христа, казалось, могли бы понять, что истина, реальность и творческое начало принадлежит духу, а не плоти и что пред ними стоит не просто сын Иосифа и Марии, а воплощенный Бог, Сын Человеческий, сошедший с небес и дающий жизнь всему миру. Но они не поняли того; умы и сердца их были прикованы к материальному и земному, тогда как Мессия призывал их к жизни вечного духа.

«Слова, которые Я говорю вам», – сказал им Христос, – «суть дух и жизнь». И к этому добавил: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».

Это значит, что Истина открывается людям волею Самого Бога, а не прихотью плотского ума человека.

«Воля же пославшего Меня Отца», – сказал Христос, – «есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».       (Иоанна  6.  39).

На этом Христос закончил свою речь в синагоге Капернаумской. Тайна Его слов, – так и осталась тайной для всех. И «с этого времени», – говорит Евангелист Иоанн, – «многие из учеников» (Христа) «отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Иоанна  6. 66). «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?»

И в этом вопросе звучала печаль. Но от лица двенадцати ответил Петр: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной Жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого».

Здесь, в исповедании Ап. Петра, раскрылась истина, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том, «чтобы, они веровали в Того, Кого Он послал».

Глаголы вечной правды, человечество впервые услышало из уст Христа. И если, в те времена, люди не поняли, или не приняли Его учения о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Тайной Вечере, тайна сего учения открылась для всех учеников Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».

По материалам:

Евангелие от Матфея 16. 1–3

от Луки 12.  29–31

от Иоанна 6. 31-66

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 21.10.2019 — 23:20

24 комментария

Оставить комментарий
  1. Thanks for another informative blog. The place else could I get that type
    of information written in such a perfect means? I have a undertaking that I
    am just now working on, and I’ve been at the look out for such information.

  2. I am content creator if you want to chat check me out!

  3. Great article! We are linking to this great article on our website.
    Keep up the great writing.

  4. Somebody necessarily assist to make critically articles
    I’d state. This is the very first time I frequented your website page and to
    this point? I surprised with the analysis you made to create
    this actual post extraordinary. Great activity!

  5. Hi there, just wanted to say, I loved this post. It was funny.
    Keep on posting!

  6. Hi there, just became aware of your blog through Google, and found
    that it’s truly informative. I’m gonna watch out for brussels.
    I’ll be grateful if you continue this in future. Many people
    will be benefited from your writing. Cheers!

  7. Hello there, just became alert to your blog
    through Google, and found that it’s truly informative. I’m
    going to watch out for brussels. I will appreciate if you continue this in future.
    Numerous people will be benefited from your writing.
    Cheers!

  8. It’s a shame you don’t have a donate button! I’d most certainly donate to this outstanding blog!
    I suppose for now i’ll settle for book-marking and adding
    your RSS feed to my Google account. I look forward to fresh updates and
    will talk about this blog with my Facebook group.
    Chat soon!

  9. What’s up it’s me, I am also visiting this website on a regular
    basis, this web site is actually fastidious and the visitors are genuinely
    sharing pleasant thoughts.

  10. This design is steller! You definitely know how to keep
    a reader amused. Between your wit and your videos, I
    was almost moved to start my own blog (well, almost…HaHa!) Wonderful job.
    I really loved what you had to say, and more than that, how you presented it.
    Too cool!

  11. What’s up, yes this paragraph is truly nice and I have learned lot
    of things from it regarding blogging. thanks.

  12. I just couldn’t depart your website prior to suggesting that I really loved the
    usual information an individual provide for your guests? Is going to be
    again frequently in order to check out new posts

  13. It’s really a nice and helpful piece of information.
    I am happy that you just shared this helpful information with us.
    Please stay us up to date like this. Thank you
    for sharing.

  14. Hi there, its good post regarding media print, we all be familiar with media is a enormous source of facts.

  15. Hey There. I discovered your blog using msn. This is an extremely smartly
    written article. I will be sure to bookmark it and return to
    learn extra of your useful info. Thanks for the post.
    I’ll certainly comeback.

  16. I think that what you typed made a lot of sense. But,
    what about this? suppose you added a little content?
    I mean, I don’t wish to tell you how to run your blog, however what if you added a
    post title that grabbed a person’s attention? I mean Чудесные умножения хлебов и насыщения людей
    — Preobrazhenie.ru is kinda vanilla. You might peek at Yahoo’s home
    page and see how they create news headlines to get people to open the links.
    You might add a video or a related picture or two to get people excited about everything’ve written. In my opinion, it would bring your posts a little livelier.

  17. Thanks to my father who informed me concerning this webpage, this weblog is really awesome.

  18. wonderful points altogether, you just gained a emblem new reader.
    What would you suggest in regards to your post
    that you just made a few days ago? Any certain?

  19. Have you ever thought about writing an ebook or guest authoring on other sites?
    I have a blog centered on the same ideas you discuss and would love to have you share some
    stories/information. I know my visitors would appreciate your work.

    If you’re even remotely interested, feel free to send
    me an e mail.

  20. If you would like to take a good deal from this article then you have
    to apply such methods to your won blog.

  21. Thanks for another informative website. Where else may I
    get that kind of information written in such a perfect manner?
    I’ve a undertaking that I am just now running on, and I have been at the glance out for such info.

  22. Всё великое непостижимо просто — ему незачем красоваться или прятаться. Пустое и бесполезное напротив, всегда скрывается под покровом значительности и тайны

  23. Attractive section of content. I just stumbled upon your blog and in accession capital
    to assert that I get in fact enjoyed account your
    blog posts. Any way I’ll be subscribing to your feeds and even I achievement you
    access consistently rapidly.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *