Исцеление страждущего водяной болезнью

Иисус Христос был приглашен «в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они» (т. е. сам хозяин и присутствующие у него на обеде законники и фарисеи) «наблюдали за Ним».

Это был заранее организованный «званый обед», на котором присутствовали многие почтенные гости. Среди них был «позван» и Учитель из Галилеи. На этом обеде, Христос сказал «позвавшему Его» хозяину дома: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных». (Луки 14:12–14).

Трудно сказать, насколько искренне начальник фарисейский позвал к себе в дом Иисуса, Христа. Возможно, что это была своего рода провокация, чтобы пред лицом многих книжников, законников и фарисеев, так сказать, в лицемерно «дружеской обстановке», в чем-либо обвинить Христа, уловив Его в слове. Поэтому они тщательно «наблюдали за Ним».

«И вот», – говорит св. Лука, – «предстал пред Ним человек, страждущий водяною болезнью». Человек этот вошел в дом, вряд ли без согласия хозяина дома, а может быть и нарочно был впущен, чтобы посмотреть – не исцелит ли его Христос в день субботний? Человек молча стоял пред Христом, молчали и фарисеи. Все, очевидно, ждали: что будет? А больной, видимо, был в таком тяжелом состоянии, что не мог вымолвить ни слова, и вызывал к себе только жалость. Верил ли он, что Христос может его исцелить? Во всяком случае, самое появление его пред Христом свидетельствует о какой-то его надежде. Но фарисеи-то, конечно, верили, хотя и были врагами.

Христос, конечно, знал, чего ждали фарисеи, и открыто Сам пошел им навстречу. Он спросил их: «Позволительно ли врачевать в субботу?» Законники и фарисеи молчали. Им невозможно было здесь, пред всем собранием обнаружить свое бессердечие и, вероятно, стыдно было и пред самим больным, которого вероятно, они же сами привели сюда. Поэтому они молчали. Тогда Христос «прикоснувшись исцелил его и отпустил».

Здесь, быть может, будет не лишним сказать о характере «водяной болезни», т. к. в этом рассказе она впервые упоминается в Священном Писании. Современная медицина, следующим образом определяет ее признаки: «Водянкою» принято называть ненормальное накопление жидкости в тканях, полостях и органах тела. Скопляющаяся влага образуется из жидких составных частей крови и лимфы, которые – вследствие особенных условий – выходят (пропотевают) из сосудов, не поступают в дальнейший круг кровообращения и накапливаются в тканях тела. Водянка бывает частичная, когда жидкость заполняет те или иные полости (грудную, плевральную, брюшную и т. п.) или же общая. Последняя форма наиболее тяжелая и почти всегда связана с поражением почек и сердца. При сердечной водянке, жидкость, в силу своей тяжести, сначала скапливается в ногах, затем поднимается выше, заполняет брюшную, потом, грудную полость, сдавливает сердце, легкие, и больной в сильных мучениях, как бы утопает внутри самого себя. Внешний вид водяночного больного бывает ужасен: он весь раздут, посинел, задыхается, неподвижен, похож на труп утопленника и не может не вызвать к себе жалости. Выздоровления от общей водянки не бывает.

Таков, по-видимому, и был представший пред Христом человек, страждущий водяною болезнью. Исцелив его, Господь сказал пирующим фарисеям: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь» (т. е. станет тонуть), «не тотчас ли вытащит его и в субботу?»

И на этот вопрос-ответ, фарисеи промолчали, ибо нелепо было бы утверждать, что спасать тонущего человека – грех, а спасать утопающего в колодце вола – добродетель.

Таким образом, вновь и вновь, была изобличена логическая и моральная несуразность фарисейского понимания Моисеева Закона о хранении покоя субботнего дня.

По материалам:

Евангелие от Луки 14:1–14

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 21.10.2019 — 19:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *