Последнее чудо, совершенное Иисусом Христом

Последним чудом, которое сотворил Господь до Своей крестной смерти было исцеление Малха. О нем повествует только один Евангелист Лука, тогда как другие Евангелисты более подробно описывают лишь обстановку в которой произошло это событие.

Гефсиманский сад сегодня

Чудо совершилось в страшную ночь Гефсиманского борения и взятия Иисуса Христа – Его врагами.

Моление о чаше

«Находясь в борении», – говорит Евангелист Лука, – «Христос прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими от печали. И сказал им: что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это», – продолжает Евангелист, – «появился народ, а впереди шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу чтобы поцеловать Его, ибо Он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечем? И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо». К этому повествованию, Евангелист Иоанн добавляет, что ударивший раба был Симон Петр, а «имя рабу было Малх», и что Христос сказал Петру: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоанна 18, 11).

А по Евангелисту Матфею, еще добавил: «ибо все взявшие меч, мечем погибнут». (Мф. 26, 52).

И тут же, после слов, обращенных ко всем апостолам: «Оставьте, довольно!», Иисус Христос «коснувшись уха» Малха, «исцелил его». (Лк. 22, 51).

Этот краткий рассказ Евангелистов о чуде исцеления раба, по тем драматическим условиям, в которых оно произошло, выделяется из всех других описанных в Евангелии чудесных исцелений. Тем не менее, данное чудо, как и все чудеса Христовы, является выраженной на деле проповедью Спасителя о человеческих путях к Царствию Божию.

Когда Христос, в кровавом поте, молился Отцу, апостолов сморил сон. В самый нужный момент, когда Он, как Человек, нуждался в их духовной и моральной поддержке, они не оказали Ему помощи. И только тогда, когда Он, уже готовый идти на добровольную смерть, вышел к врагам, ученики пробудились от сна, и осознав грозную опасность, готовы были защищать Спасителя: «Господи, не ударить ли нам мечем?» Не дожидаясь ответа, Симон Петр извлек меч и отсек Малху правое ухо. Удар, по-видимому, был нанесен сзади или сбоку, т. к. действуя правой рукой спереди, Петр мог скорее отсечь левое ухо стоящему к нему лицом рабу. Возможно, что было так: спереди, первым, подошел ко Христу Иуда, чтобы поцеловать Его в лицо, а в этот момент сзади или справа зашел Малх, чтобы сразу же и наверняка схватить, указанного Иудиным поцелуем, Пленника. Петр же, следуя непосредственно за Христом, оказался позади Малха, – и в этот момент нанес рабу удар по голове. Остальные ученики вероятно остались сзади, растерявшись и не зная, что делать, т. к. Христос не только запретил Петру и всем им действовать оружием, но тут же и исцелил раненого врага.

Исцеление Малха

Позади воинов и всей толпы, при этом, также могло произойти некоторое замешательство. В неверных тенях ночного света лица всех здесь стоящих могли смешаться, и нападавшим могло стать неясным: – где же Христос? Малх, видимо, отступил. Тогда Иисус, «зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: Кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его». (Ио. 18, 4–5).

Таковы были события в Гефсиманском саду, такова обстановка, в которой произошло исцеление Малха.

Камень у которого молился Спаситель

По человеческому рассуждению, жест апостола Петра, выразившего готовность «вооруженной рукой» защищать своего Учителя и Господа и самому, быть может, пасть в неравной борьбе от руки римских воинов, был вполне понятен. Да, но это был жест искренний, и слишком человеческий. А Христос, когда-то раньше, уже сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

В чем же заключается главный смысл и символ содеянного над Малхом чуда? Прежде всего здесь надо сказать, что исцелением раны нападающего врага, Христос совершил дело величайшего милосердия, любви и всепрощения к грешному человеку. В трагических условиях Своей земной жизни, Он личным примером подтвердил Свою заповедь, данную людям еще в Нагорной проповеди, т.е. заповедь милосердия и любви к врагам. Тогда Он сказал: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас…», «ударившему тебя по щеке, подставь и другую…», «будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд… ибо Он благ и к неблагодарным и злым…». (Лк. 6, 27–36; Мф. 5, 44 и далее). А, теперь, – Сам исполнил эту заповедь и этим показал, что любовь к врагам не имеет исключений и исполнима всегда, даже в самых трагических условиях жизни, и по отношению к самым злейшим врагам.

Кроме этого, на примере чуда с Малхом, Христос показал и заповедал, что защита своего духовного пути и вообще защита духовных ценностей, т. е. «вооруженною рукой» – противна воле Божией и греховна. Люди, обычно, думают совершенно иначе, но это потому, что они далеко, очень далеко, отклонились от путей Божиих и думают больше не о том, что Божие, но что человеческое. На самом же деле, «все взявшие меч от меча погибнут».

И если взять слово «меч» или «нож», как символ, то духовный смысл этого пророчества Христа следует видеть в том, что духовно гибнет не тот человек, которого убивают, а тот, кто сам убивает. И это вполне согласуется с тем, что Бог издревле заповедал человеку: «Кто прольет кровь человеческую, того и самого кровь прольется от руки человека, ибо человек создан по образу Божию». (Бытие 9, 6).

Совпадает это также и с тем, что происходило и будет происходить в греховной жизни мира до самого конца истории, как предсказал Св. Тайнозритель в Апокалипсисе: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем». (Апок. 13, 10).

Итак, последнее чудо, совершенное Иисусом Христом, – есть заключительный завет Бого-Человека к людям о любви и милосердии к врагам и о том, что Истина не нуждается в защите ее грубым насилием вооруженной руки.

По материалам:

Евангелие от Матфея 26. 36-57

Марка 14. 32-53

Луки 22. 39-53

Иоанна 18. 1-13

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 21.10.2019 — 22:11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *