Засохшая смоковница

«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него».(Иоанна 12, 37).

Трагедия еврейского народа заключалась в том, что он, будучи избранным народом Божиим, в течение тысячелетий ожидавшим Мессию, – не узнал и не признал Его, однако, когда Он пришел на землю. Более того, в лице своих официальных и неофициальных, гражданских и духовных вождей, он отверг своего Спасителя. Начиная с царя Ирода, избившего младенцев в Вифлееме и заканчивая кликой Синедриона, подстрекающей народные массы, кричать Пилату: «распни, распни Его», Иудеи неоднократно пытались расправиться с Иисусом Христом и, в конце концов, добились своей цели.

Но почему же случилась эта трагедия? Почему Евреи не могли уверовать во Христа, явившегося среди них Бога в человеческом облике? Почему ни учение Его, ни Его чудеса, не убедили их в истине?

По сути, этот вопрос и до сих пор остается исторической загадкой духа Израиля. Однако, пророк Исайя предвидел случившееся, и за много столетий предсказал, говоря: – «потому не могли они веровать, что народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». «Сие сказал Исайя» – добавляет Евангелист Иоанн, «когда видел славу Его и говорил о Нем». (Иоанна 12, 41).

Чудо с засохшей смоковницей, сотворенное Иисусом Христом в самые последние дни Его жизни и проповеди в Иерусалиме, оказалось заключительной притчей-символом о трагической судьбе Еврейского народа, так и не принесшего плодов покаяния.

Вифания сегодня

После торжественного входа в Иерусалим и в храм, где Христос исцелил всех подошедших к Нему хромых и слепых и «как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию с двенадцатью». Переночевав там, Христос рано утром опять пошел в Иерусалим, уже без всякой торжественности. И здесь, приближаясь к городу, почувствовал голод. «И увидев при дороге одну смоковницу, подойдя к ней и, ничего не нашед на ней кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» (Матфея 21, 19–20).

Апостолов поразил самый факт чудотворения, т. е. то, что власть слова Христова распространяется даже на царство растений. Но Христос уже многократно учил их, и теперь подтвердил, что сила несомненной веры не имеет границ. «Если будете иметь веру и не усомнитесь», – сказал Он им, – «не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет».

Сакральный смысл сотворенного Христом чуда со смоковницей, лежал, значительно глубже, чем предполагали апостолы. Здесь шел вопрос о судьбе еврейского народа, оказавшегося духовно бесплодным, а засохшая смоковница явилась символом, пророчеством и притчей, об осуждении Богом Израиля, не узнавшего своего Мессию.

Ученики не могли не понять символики этого чуда, т. к. совсем недавно они слышали из уст Христа предупредительную притчу на ту же тему. Тогда Господь рассказал им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов и о садовнике, который молил Хозяина не рубить дерево: «Господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее й, обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». (Луки 13, 6–9).

И вот, теперь, этот «следующий год» уже наступил. Три года Иисус Христос неустанно вел проповеди о Царствии Божием, сопровождавшиеся проявлением неизреченной любви и забот Христа к «любимому насаждению Божию», которые однако не пробудили очерствевшей души исторического Израиля и не вызвали в нем ответной любви к своему Мессии.

Именно поэтому, чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось ничем иным, как символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, что и осуществилось очень скоро после разрушения Иерусалима и храма Соломонова римлянами, при императорах Веспасиане и Тите в 69–70 годах.

Описание чуда со смоковницей, как указано выше, имеется только у двух евангелистов; но у Марка, сравнительно с Матфеем, есть добавление, что Иисус Христос, «увидев издалека смоковницу покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв…». (Марка. 11, 13).

Это смущает многих толкователей Евангелия; они указывают, что Христос не мог не знать, что в это время года напрасно было бы искать плодов, а тогда почему же Христос это делал? И чем же виновата сама смоковница, что подверглась наказанию? На это следует ответить, что Христос жил среди людей, как человек и, как таковой, мог «искать», мог «спрашивать», мог «удивляться», мог «плакать», мог «скорбеть» и проявлять, вообще, все свойственные человеку чувства, кроме греховных, как это видно в течение всей Его земной жизни. И поэтому, Он «искал» плодов и мог бы найти их, если бы смоковница (и именно эта!) не была вообще бесплодна. Дело в том, что в Палестине растут три рода смоковниц:

Ранний сорт инжира

а) ранние, которые завязываются в марте и зреют в июле;

Летний сорт инжира

б) так называемые керензы, завязывающиеся в июле и зреющие в августе;

Поздний сорт инжира

в) поздние, на которых плоды остаются до весны.

Но к какому бы роду или разновидности ни принадлежало это растение, факт тот, что на ней кроме листьев (символ внешнего украшения), – никаких плодов не оказалось. Они могли бы быть (старые или новые), или хотя бы черенки от них, но их не было.

Как выглядит плодоносная смоковница

Рассматривая «наказание» неповинной смоковницы, можно отметить, что, конечно, само по себе, растение ни в чем не виновато; но ведь, деревья срубают не в наказание, а просто за ненадобностью, или для употребления их для иных целей. Но если уже говорить о проклятии бесплодной смоковницы, как символе наказания, то это символ карающей руки Божией, в данном случае, вполне оправдан. Христос, как учит святитель Иоанн Златоуст, всю свою земную жизнь только миловал людей и лишь один только раз, и то на примере не человека, а бездушного растения, символически показал, что Он, как Сын Божий есть и Судия мира и воздаятель за дела человеческие.

Таким образом, повествование о чуде с засохшей смоковницей, на все времена остается символом духовного бесплодия тех народов и отдельных людей, которые не узнали и не приняли Иисуса Христа как Бого-Человека, Мессию и Спасителя мира.

Православная Церковь, в своей богослужебной жизни, подчеркивает смысл этого чуда в Великий Понедельник Страстной Недели: на утрене читается о нем Евангелие от Матфея, а также посвящаются ему некоторые стихи канона этого дня.

По материалам:

Евангелие от Матфея 21, 17–22; Марка 11, 12–14; 20–23

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 11.04.2020 — 20:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *