«Апокалипсис», как предсказание будущего

Апокалипсис – это самая таинственная часть Библии, в которой содержатся сведения о последних временах и о том, как они будут наступать, в какой последовательности произойдет все, что предначертано, как род человеческий постепенно войдет в череду апокалипсических событий.





Гирландайо. «Иоанн на Патмосе»

Греческое слово «Апокалипсис», в переводе «Откровение», означает в буквальном смысле слова «снимать покрывало с чего-либо», а в представлении верующих это слово будет означать «Раскрытие грядущего», или «Открытие сокрытого».

Книга Откровение предположительно была написана в период гонения на христиан, возможно, в конце правления римского императора Нерона (54-58 гг. от Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых все-таки склоняются к дате еенаписания около 95 г. от Р.Х. Дело в том, что апостол Иоанн был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, который умер в 96 г.

Минули века. В наше сложное историческое время, людям свойственно беспокоиться о будущем, и человечество внимательно всматривается в эту пророческую книгу, в это «мистическое зерцало судеб человеческих», пытаясь разгадать загадки собственных судеб – в драматические периоды, которыми так богат наш век, обостряется апокалиптическое чувство жизни и истории.

Эта книга одновременно может потрясти человека до глубины его души, наполнить сердце мистическим ужасом, а может восхитить его до предела. Страшная книга, но в то же время и очень привлекательная! По мере того, как начинаешь углубляться в Божественные слова Апокалипсиса, частично приоткрывается таинственная завеса мира, что-то проступает вдали, манит к себе, – и вдруг разворачивается такая картина, что люди замирают от страха, впадают в оцепенение. В предисловии автор говорит о том, что некоторое из предсказанного должно исполниться в ближайшее время, а относящееся к концу света «не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде» (Пс. 89:5; 2 Пет. 3:8)1.





Виктор Васнецов. Ангелы Апокалипсиса

В своём откровении Иоанн Богослов описывает людям видения, которые были открыты ему Богом, во время этих видений он видит следующие события:

  • появление в мире антихриста;
  • второй приход Иисуса на землю;
  • армагеддон;
  • Страшный Суд.

Господь, рассказывая о последних днях, говорил: «…сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8)2. Вот так. Когда Господь придет на эту землю, Он едва ли сможет найти верующих. Истинно верующих.

Самая серьезная опасность грядущего искушения заключается в том, что в последние времена дьявол создаст свою новую мировую религию. Это будет объединение всех религиозных верований, всех религиозных понятий. И будет создан некий вавилонский синтез всех всемирных религий. Это очень опасное явление, начало его мы уже наблюдаем. К пришествию антихриста вся политическая система мира должна будет управляться единым мировым правительством.

Итак, «Откровение» начинается словами о том, что это Откровение Иисуса Христа. То есть, мы не должны связывать этот текст непосредственно с личностью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Следовательно, это не его собственное откровение – это Откровение Иисуса Христа, «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». Что означают эти слова? Иисус Христос пришел в этот мир во имя Отца Своего, и проповедовал Он не во имя Свое собственное, а во имя Отца Своего. Этим самым Господь учит нас все делать во имя Божие. Как сказано: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17.1Фес. 5:18.)3. И единственный, который будет проповедовать свое имя, – это антихрист, хотя отец его дьявол. Но антихрист будет ненавидеть дьявола, отца своего, потому что от ненависти рождается только ненависть. И будет проповедовать тоже не отца своего дьявола, а себя будет проповедовать. Ведь Бог всегда заботится не только о Своих, но и о чужих, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45)4.

Глава 1. В ней Иоанн описывает первое видение — Сын Человеческий, облечённый в подир*, находящийся посреди семи светильников и держащий в руке семь звёзд. Семь светильников означает семь церквей, которые олицетворяли всю религию во времена жизни Иоанна Богослова.

Надетые, подир и золотой пояс указывают на первосвященническое и царское достоинство, соответственно. Спаситель приказал Иоанну Богослову записывать все дальнейшие видения.

Главы 2 и 3, состоят из посланий к семи поместным церквам, олицетворяющим Церковь в целом. Собранные воедино, эти целенаправленные и решительно звучащие послания Христа образуют как бы основу основ всех новозаветных посланий, трактующих вопросы практической жизни истинных христиан. С одной стороны, Христос поощряет верующих к святой жизни, а с другой — предупреждает неверующих о грядущем суде. В Библии число семь означает неопределенную полноту. Помните, когда апостол Петр спросил Господа, сколько раз прощать брату, не до семи ли раз? Господь говорит: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз »(Мф.18:22)5.

Главы 4-18 описывают события, которые произойдут непосредственно перед вторым пришествием Христа, во время Его пришествия и после него.

Подробному и впечатляющему описанию второго пришествия Спасителя посвящена 19 глава Откровения.

Далее, в 20 главе, описывается наступление Тысячелетнего царства Христа на земле.

И, наконец, в главах 21 и 22 дано откровение о вечном Божием царстве. Таким образом более конкретная цель книги видится в дополнении и разъяснении ранних ветхозаветных пророчеств (к примеру, в книге пророка Даниила), а также пророчеств Самого Христа, особенно в Его проповеди на Елеонской горе (Мф. 24-25)6.

В книге Иоанн Богослов описывает Десять видений. Первое видение отражает Иисуса Христа, который держит в руках семь звёзд и располагается в окружении семи светильников.

Второе видение

Рассматривая лик Бога, Иоанн, заметил исходящее от него сияние:

  • зеленое – как признак жизни;
  • жёлто-красное как признак святости и кары грешникам.

По сочетанию цветов Иоанн понял, что это предсказание Страшного Суда, который истребит зло и обновит землю.

Бог сидит на престоле в окружении 24 праведных старцев с книгой в руке.

Животные возле престола – это стихии, которыми руководит Господь:

  • земля;
  • небеса;
  • море;
  • преисподняя.

Третье видение

Иисус снимает с книги, символизирующей его мудрость семь печатей, которые отражают непостижимость для людей всех замыслов Господа.

Четвёртое видение

Семь Ангелов, готовых протрубить после снятия печатей, чтобы напустить на людей семь великих бед.

Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зеленая сгорела /разорение Земли/.

Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла /проблемы экологии/.

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки /Чернобыльская катастрофа/.

Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была, так, как и ночи /сокращение продолжительности дня и ночи/.

Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя… И из дыма вышла саранча на землю…- вредить людям пять месяцев. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них /эпидемии/.

Шестой ангел вострубил, и слышан был голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей /стихийные бедствия/

Далее говорится о том, что Господь с неба пошлет двух пророков – Еноха и Илию, которые, одетые во вретище, – то есть в нищете, – будут ходить и проповедовать Евангелие.

И седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков /Божие царство/.

Пятое видение

Дьявол в образе Красного змея хочет отобрать дитя, которое скоро должно родиться у женщины, символизирующей церковь, чтобы сожрать ее младенца. Война между Архангелом Михаилом и красным змеем — христианство побеждает язычество. Общее название этой битвы – Армагеддон. В результате змей потерпел поражение, но не погиб, а ребёнок попадает к Богу

Шестое видение

Из морской пучины выходит невиданный зверь, который имеет семь голов и десять рогов – это человек-антихрист. Наличие у него 7 голов указывает на то, что он действует под влиянием Дьявола. Десять рогов это десять царей, которые примут власть со зверем, как цари, на один час.

Подобное сотрудничество приведёт к тому, что антихрист воцарится на земле и будет властвовать 42 месяца.

Каждый, кто отречётся от Господа, и поклонится антихристу, будет заклеймён, на его лбу или правой руке появится цифра «666» — число зверя.

Седьмое видение

На горе Синай стоит агнец (Христос), окружённый 144 тысячами людей, божьих избранников разных народов.

На небе три ангела:

  1. Первый – вещает людям «вечное Евангелие».
  2. Второй – предрекает падение Вавилона.
  3. Третий – обещает неслыханные муки тем, кто предал Бога во имя антихриста.

Ангелы возвещают начало жатвы. Иисус бросает на землю серп и жатва начинается. На данном этапе, под жатвой подразумевается апокалипсис.

Восьмое видение

Стеклянное море, смешанное с частицами огня. Это море подразумевает тех людей, которые были спасены после конца света.

Открываются небесные врата, откуда выходит семь ангелов в белоснежных одеждах, они получают от четверых животных 7 золотых чаш, наполненных гневом Господа. По указу Господа, ангелы должны до начала Страшного Суда, вылить все чаши на живых и мёртвых.

Девятое видение

Всеобщее воскресение, которое заканчивается Страшным Судом.

которое заканчивается Страшным Судом.

Десятое видение

Новый Иерусалим, который был построен после окончательной победы над Дьяволом. В новом мире будет отсутствовать море, поскольку оно символизирует непостоянство. В новом мире, человек забудет о том, что собой представляют, горе, болезни, слёзы.

Но частью нового мира станут только те, кто устоит перед Дьяволом и не пойдёт к нему на поклон. Если же люди не устоят, то они будут осуждены на вечные мучения.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк (антихрист), производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Они осуждены будут в геенну огненную, на смерть вторую. Есть две смерти: одна — разлучение души с телом, а другая — ввержение в геенну.

Книга Откровения Иоанна Богослова стремится убедить читателя, что в итоге праведный и справедливый Бог не только расправится с человеческим грехом, но и последовательно завершит славный процесс спасения тех людей, которые доверились Христу. Суровое предупреждение делается тем, кто сомневается, и не готов встретить это будущее. День, всеобщего преклонения перед Богом, непременно придет.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3) — эти слова находят исчерпывающее объяснение как в свете истин, изложенных в книге Откровения, так и в призыве к праведности, звучащем в ней.

Святые Отцы поясняют, что эта Книга не предназначена для самостоятельного изучения. Ее можно изучать только со священником. То есть, эта Книга больше, чем какая-либо другая, нуждается в истолковании.

По материалам толкований:

святого Андрея Кесарийского

архиепископа Аверкия Таушева

протоиерея Александра Меня

протоиерея Олега Стеняева

профессора Алексея Осипова

Пояснения:

подир* — По описанию в книге Исход (II книге Ветхого Завета), это была длинная, голубого цвета одежда. Подол вышивался узорами в виде плодов, из нитей голубого, рубинового, пурпурного и красного цвета, с золотыми позвонками между ними, кругом всего подола, чтобы во время священнослужения народу, стоявшему вне святилища, слышен был звук, когда первосвященник входил в святилище «пред лице Господа» (Исх. 28:31‑35). Одежда небесного цвета с такими украшениями служила образом высших духовных совершенств и позволяла видеть в первосвященнике народного ходатая и посредника перед Богом (Сирах. 45:7‑21)7.

Ссылки на первоисточники:

(Пс. 89:5; 2 Пет. 3:8)1 – Псалтырь (псалом №), письма апостола Петра;

(Лк.18:8)2 – евангелие от Луки;

(Кол.3:17.1Фес. 5:18.)3послание к Ефесянам

(Мф.5:45)4 – евангелие от Матфея;

(Мф.18:22)5 – евангелие от Матфея;

(Мф. 24-25)6 – евангелие от Матфея;

(Сирах. 45:7‑21)7Кни́га Прему́дрости Иису́са, сына Сира́хова — книга, входящая в состав Ветхого Завета в христианстве. По разным сведениям датируется III или II веками до н.э.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 11.04.2020 — 18:03

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *