«Козёл отпущения»

Ежегодно 10 июля иудеи отмечают праздник, получивший название Судного дня. По-иному его называют Днём искупления грехов (на иврите Йом Кипур). Каждый иудей в этот день должен был отложить все свои земные заботы и заниматься исключительно одним — анализом своей жизни и допущенных в ней дурных поступков и помыслов. В этот праздник в храмовый двор приводили четырех жертвенных животных, которым отводилась важная роль в процедуре самоочищения. Это были молодые барашек и бычок, а также два схожих мастью козла одного возраста.

Жребий брошен

Священник бросал жребий, который падал на одного из них — его отводили в сторону. Ему и выпадала судьба быть «козлом отпущения» Три оставшихся животных приносились в жертву. Жертвенной кровью освящали скинию, а туши сжигались во дворе храма. Оставшегося козла подводили к первосвященнику, который возложив обе руки на его несчастную голову, совершал обряд исповеди грехов всего израильского народа. Считалось, что израильтяне становились чисты перед Богом, а вся их вина переходила в выбранного, неповинного козла. Быстрая индульгенция!

Козёл отпущения грехов с алой шерстяной меткой

Затем специально назначенный человек (нарочный) брал «вместилище грехов» за веревку и уводил его через пустыню на скалу Азазель, носившей дурную славу обиталища Сатаны. Путь козла на вершину горы был обставлен с чрезвычайной пышностью. Дорога была разделена специальными шалашами-скиниями с водой и пищей, от каждой из которых до следующей священника с животным сопровождали смотрители. О преодолении каждого участка пути немедленно сообщалось в Иерусалим расставленными на вершинах сигнальщиками. Достигнув вершины, священник снимал с рогов животного алый шерстяной шнур, надетый первосвященником, разрезал пополам и привязывал одну часть к скале, другую к рогам. После этого нужно было ждать, пока шерсть станет на солнце белой, что означало прощение грехов Израиля. Тогда козла сталкивали со скалы. Соседние Израилю народы, не разбиравшиеся в обрядовых тонкостях иудейской религии, считали козла отпущения грехов (полное название) жертвой Дьяволу. Это ошибочное мнение порождало некоторые религиозные разногласия.

Безответный «грехоносец»

Современные иудеи по-прежнему отмечают Йом Кипур, перенеся действие после разрушения Соломонова храма в синагоги, но обряд с козлом отпущения грехов претерпел неизбежную интерпретацию. Место обрядовой жертвы с животными заняла молитва. Однако некоторые исламские народы, почитающие Ветхозаветный Закон, помимо молитвы, по-прежнему совершают ритуал очищения, правда, уже не нагружая козла отпущения собственными проступками. Они уходят в специальное место, долину, где по их поверьям, обитает Сатана, и побивают его, невидимого, камнями.

Христианство сохранило саму идею искупительной жертвы, но иначе интерпретирует ее образ. Вместо бесправного и бессознательного козла, которого нагружают грехами помимо его собственной воли, выступает непорочно зачатый Богочеловек, Иисус Христос, который уже добровольно идет на самопожертвование и взятие на себя искупительной вины за все человечество, включая его первородный грех. Именно добровольность становится главной отличительной чертой этой искупительной жертвы. И если Дьяволу приписываются некоторые козлиные признаки (рога, хвост, копыта и даже внешнее сходство лица), то Иисуса Христа писание именует Агнцем Божьим, поскольку молодой барашек, в отличие от козла, считался животным чистым и на протяжении всего Ветхого Завета приносился в храмовую жертву.

Что значит выражение «козел отпущения» в наше время? Данный фразеологизм принято использовать в отношении человека, которого либо однократно, либо постоянно обвиняют и наказывают на чужие деяния. Это особая роль в коллективе, его незавидная ниша, попав однажды в которую, человеку бывает крайне сложно выбраться из нее обратно. Зачастую распределение ролей происходит еще в школе. Синонимом «козлу отпущения» может служить «стрелочник», а действие «переводить стрелки».

(Глава 16 книги Левит Ветхого завета)

по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 07.05.2020 — 18:28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *